К содержанию
На главную
Мэг и Серон II:
«Летние каникулы 3305
года» (Часть 2)
Ларри и Серон
В некоторое время – если быть точнее, в
первый месяц 3303-го года по Всемирному календарю…
В некотором месте – если быть точнее, в
Особом Столичном Округе Рокшенуксской Федерации – жил-был некий мальчик.
Звали этого мальчика Ларри Хепбёрн.
Ларри было двенадцать лет. В конце
прошлого года он окончил младшую школу и теперь учится в старшей.
Он обладал несколько меньшим ростом, чем
другие дети его возраста – то есть, он был коротышка – но благодаря
ежедневным тренировкам, парень он был крепкий. У него были
короткостриженые светлые волосы и глаза цвета ясного неба.
Одетый в новую школьную форму, с новой
кожаной сумкой в руке он шагал по соседней со школой улице к воротам
4-й старшей школы, в которой ему предстояло учиться.
– Отлично! С сегодняшнего дня я
старшеклассник! – произнёс он бодрым голосом.
Сегодня был второй учебный день. Но
технически сегодня первый день занятий, так как вчера проходила
вступительная церемония и ознакомительные мероприятия, на которых
новоиспечённых семиклассников сопровождали родители. Поэтому у
старшеклассников учебный год начинался именно сегодня.
Ларри вошёл в кольцо кругового движения
у школьных ворот.
– У меня получится!
Пружинистой походкой он направился к
школьным воротам.
– Ох йо-о!
И там его безжалостно затоптали
бесчисленные ученики выше его ростом. Ларри даже и не догадывался, что
узкие школьные ворота бывают так же запружены, как вагон наземного
трамвая в час пик. И вот теперь он об этом узнал.
Людским потоком Ларри вынесло на
школьную территорию.
В столице Рокше фамилия Ларри – Хепбёрн
– была известна как принадлежащая знаменитой семье военных.
До образования Рокше они многие
поколения рыцарями прислуживали у королей. После того как век королей
прошёл, они, в качестве прославленных воинов, перешли на службу в армию.
Отец Ларри, естественно, тоже служил в
армии Рокшенуксской Федерации, да и сам Ларри надеялся пойти по его
стопам.
Для этого ему надо закончить Военную
Академию, а чтобы в неё поступить, ему надо было окончить старшую школу.
Чтобы получить высшее образование,
школьники в возрасте от двенадцати до восемнадцати лет обязаны были
посещать старшую школу. В Рокше только те, кто закончил старшую школу,
имели право поступать в университет.
В каком-то смысле, в двенадцать лет у
ребёнка решается вся его дальнейшая жизнь. Те же, кто не прошёл
вступительные экзамены в старшую школу, обычно идут на четыре года в
профессионально-техническое училище, после чего устраиваются на работу.
Ларри Хепбёрн всегда был крепок
физически и духом, вот только талантом к учёбе не обладал. Старший его
на шесть лет брат без особого труда поступил в школу, окончил её, и в
этом году поступил в Военную Академию. У Ларри же поступление в старшую
школу стояло под вопросом.
– Не переживай, сын. На старшей школе
свет клином не сошёлся, впрочем, как и на армии. Ты можешь выбрать свой
собственный путь.
– Твой отец прав, дорогой. Если с
молодости будешь слишком сильно перенапрягаться, то ничего хорошего из
этого не выйдет.
Его родители были добрыми и понимающими
людьми. Но после их ободряющих слов Ларри уже просто не мог себе
позволить потерпеть неудачу.
Даже не подозревая о том, что он
прямиком попался в умело расставленную ловушку родителей, Ларри
ударился в учёбу.
– Если ты сейчас сдашься, то потеряешь
всякую надежду на хорошее будущее! – так наставлял его репетитор, и
результатом его спартанских методов обучения стало то, что Ларри
еле-еле удалось набрать проходной балл в старшую школу.
* * *
Старшие школы были известны – а
некоторые считают, что печально известны – предлагаемой ими свободой
выбора учебного плана. Школьники не были привязаны к какому-то
определённому классу. Они оставляли свои вещи в личных шкафчиках и
каждый урок переходили из кабинета в кабинет.
Помимо обязательных учебных курсов,
школьники могли сами выбирать себе предметы. Каждому предмету полагался
некий уровень сложности и школьники начинали изучать его с самого
низшего.
Возьмём, к примеру, обязательный курс
рокшенуксского языка. Только что поступившие ученики обязаны были
посещать занятие «Рокшенуксский язык 101». В триместре велось сразу
несколько курсов «Рокшенуксского языка 101», так что школьники могли
выбрать себе в расписание тот, который по времени не пересекался с
остальными выбранными ими занятиями.
Как правило, перейдя с седьмого в
восьмой класс, школьники начинали изучать предмет «Рокшенуксский язык
201». Кроме того, содержание предмета зависело от значений последних
двух цифр кодировки курса. Поэтому рокшенуксский язык в зависимости от
последних цифр мог делиться на узкоспециализированные направления, типа
«Грамматика рокшенуксского языка» или «Техника написания сочинений».
Все предметы имели базовый уровень,
например, «Математика 101» или «Обществознание 101». К двенадцатому
классу этот уровень менялся последовательно со 101 до 601. Само собой,
особо одарённые ученики могли досрочно проходить старшие курсы. В
теории девятиклассник, например, может пройти курсы
десятого-одиннадцатого классов, то есть курсы 401 или 501.
Обычно ученики посещали три урока утром
и один или два после обеда. Кроме того, в зависимости от желания и
способностей человека, существовала возможность уменьшить утром число
уроков до двух, а после обеда увеличить до трёх.
В предыдущий ознакомительный день Ларри,
как и все остальные семиклассники, выбрал себе самое обычное
расписание. Это был один из тех вариантов по умолчанию, которые школа
предлагала для не полностью разобравшихся в системе новичков.
– Значит, первая у нас история…
Первым учебным курсом в старшей школе
для Ларри стало «Обществознание 105», известное также как «История
Рокше». На нём изучался общий обзор основных событий Рокшенуксской
истории, начиная от древних дней и до современности.
На школьной территории располагалось
большое количество учебных корпусов, что делало несколько трудным для
новичков запоминание места их расположения, а также нахождение дороги к
ним в условиях ограниченного времени перемен.
– Сюда.
Но Ларри с самого детства гулял по лесу
лишь с компасом и картой в руках, так что у него было прекрасно развито
чувство направления, и выработалась способность запоминать
географические караты.
Ларри запомнил увиденную в прошлый день
схему расположения школьных корпусов и первее всех добрался до кабинета.
Школа обладала множеством типов учебных
классов. Конкретно у этого не было приподнятых ступеней в виде
амфитеатра – в нём располагались ряды одинаковых одноместных парт и
стульев. Ларри подумал, что в таком случае лучше будет сидеть спереди,
и выбрал себе центральную парту первого ряда. После этого он дожидался
остальных, поправляя помятую школьную форму и сдвинутый набок галстук.
Вскоре в класс по два и по три человека
начали проходить школьники. Один из мальчиков даже спросил у Ларри, в
тот ли класс он попал. Среди пришедших действительно нашлись и такие,
кто на самом деле ошибся кабинетом. Все школьники принесли с собой
только тетради и пишущие принадлежности, потому что ещё никто не знал,
какие учебники надо купить.
Небольшое число школьников непринуждённо
общалось друг с другом, но всё же большинство потерялось в море
незнакомцев. В кабинете витал водоворот напряжённой неуверенности, в
котором смешивались ожидания и волнения от готовой начаться жизни в
старшей школе.
Прозвенел звонок к уроку и растерявшиеся
школьники мгновенно рассосались по местам. В классе Ларри оказалось
примерно тридцать учеников, хотя это число незначительно менялось от
класса к классу.
В кабинет вошла учительница с парой
заблудившихся учеников. Сорокалетняя женщина создавала впечатление
добродушной тётушки.
– Всем внимание! – её голос оказался на
удивление громким. Это заставило школьников напрячься.
Учительница поздравила учеников с
поступлением, и со скоростью пулемёта начала перечислять список того,
что необходимо запомнить для жизни в старшей школе:
Она предупредила, что старшая школа не
входит в программу обязательного образования, и если они не хотят
заниматься, то лучше бросить учёбу.
Она предупредила, что школьники с плохой
посещаемостью и низкими оценками будут оставлены на второй год или
безжалостно отчислены.
Она предупредила, что такие ученики
должны пройти консультацию у школьного консультанта, чтобы тот помог
добавить дополнительные занятия или наоборот, убрать те курсы, с
которыми возникла трудность – их можно будет снова пройти в следующем
триместре. В этом нет ничего постыдного, поэтому многие старшеклассники
пользуются данной возможностью.
Она предупредила, что если в следующем
триместре не сделать правильный выбор курсов, то ближе к выпускному
классу им придётся много суетиться, а этого следует избегать.
От того, что он не в состоянии запомнить
и половины сказанного, Ларри растерялся. И тут вдруг он отчётливо
услышал звук, как кто-то делает записи.
– …
Слева от него сидел мальчик и слово в
слово записывал всё сказанное учителем.
Ларри не помнил, когда он там успел
сесть, но сидящий рядом мальчик был одет в точно такую же школьную
форму и определённо имел точно такой же возраст.
Мальчик обладал чёрными волосами. Длиной
они были чуть больше среднего и имели посередине пробор. При взгляде со
стороны его глаза казались серыми. Внешне с ним всё было в порядке,
хотя у Ларри с первого взгляда сложилось впечатление, что он выглядит
замкнутым или, если не сказать хуже, слабым. Ростом он был выше Ларри,
и не удивительно, так как выше его было большинство мальчиков и даже
некоторые девочки.
– Надо же, какие в классе есть серьёзные
люди, – подумал Ларри и тут же про него забыв, повернулся обратно к
учительнице.
Учительница продолжала со скоростью
пулемёта давать советы, и от соседа Ларри продолжал доноситься звук
авторучки. К тому времени как учительница закончила, прошла уже
половина урока.
– А теперь, давайте познакомимся. В
старшей школе тяжело заводить друзей, так как на разных уроках у вас
разные одноклассники. Но вы постарайтесь на каждом уроке познакомиться
хотя бы с один человеком. Я хочу, чтобы вы сейчас встали по очереди и
назвали классу своё имя, место рождения, где вы жили раньше, чем
занимаются ваши родители и что-нибудь о своих увлечениях. Давайте
начнём от окна.
Когда началось знакомство, Ларри
припомнил сказанные братом слова:
– В 4-й старшей школе учится много детей
знаменитых родителей. Слушай внимательно, когда они будут о себе
рассказывать – тебе понравится.
Что и требовалось доказать – среди
тридцати школьников находились сын знаменитого столичного
радиожурналиста, дочь блестящей кинозвезды и сын президента крупной
фармацевтической компании.
Ларри заранее знал, что одноклассники
подумают о нём:
– О-о, второй сын семейства Хепбёрнов.
А ещё подумают:
– Какой он мелкий.
Но, как бы то ни было, он благополучно
закончил своё представление. Школьники поразились его беспрецедентным
увлечениям диким туризмом, палаточной жизнью и тренировкам в
тренажерном зале.
Настало время назвать себя сидящему
слева от Ларри черноволосому и сероглазому мальчику. Тот поднялся со
своего места.
– Меня зовут Серон Максвелл, я живу в
общежитии. Моя мама – президент всем известной компании «Замороженные
продукты Максвелл».
В этот момент Ларри вспомнил характерные
красные пакеты с замороженной едой.
– Мне нравится читать.
В этом месте Ларри удивился, неужели
кто-то действительно считает чтение своим увлечением.
Мальчик закончил своё незамысловатое
представление и сел на место, и на следующие три дня Ларри про него
забыл. Только за один сегодняшний день он услышал больше сотни фамилий
знаменитостей и прочих личностей высокого уровня.
– Как прошёл первый учебный день?
Получилось завести новых друзей? – поинтересовалась вечером его мама.
– Я встретил слишком много людей, всех и
не упомнишь – уклонился от ответа Ларри.
* * *
Шёл четвёртый день его школьной жизни в
роли ученика старшей школы.
Ларри теперь уже знал, как можно
безопасно миновать запруженные школьные ворота по утрам. И он уже в
достаточной мере приноровился к школьному распорядку.
Некоторые одноклассники теперь помнили
его по имени, а благодаря его общительному характеру, у него появились
друзья, с которыми можно было пообщаться. Естественно, остальные
школьники тоже пытались завести друзей. К тому времени Ларри уже
общался с людьми, с которыми мог запросто вместе пообедать.
Несмотря на быстро сменяющие друг друга
трудные уроки, в школе было интересно. И для Ларри это было даже важнее.
Учебный день закончился.
После уроков Ларри шёл по широченному
школьному двору к воротам, он направлялся домой. В западной части неба
солнце склонялось к горизонту. Обычно Ларри ехал домой на автобусе, но
сегодня стояла такая прекрасная погода, что он решил в качестве
тренировки пройти занимающий не больше часа маршрут быстрым шагом.
Так как в школе училось большое
количество учеников, то дорога к воротам оказалась забита людьми.
Поэтому Ларри свернул с пути и зашагал по узкой грунтовой тропе между
деревьями и школьным корпусом. Не многие знали об этом маршруте, потому
что тропа целиком скрывалась от глаз в тени деревьев.
И тут он увидел, что впереди что-то
происходит. Несколько школьников столпились под стеной здания прямо
посреди тропы.
– И здесь пробка? – подумал Ларри и
неодобрительно нахмурился. Он покачал головой и решил было повернуть
назад, как заметил две вещи.
Первое, стоящие на тропе школьники
окружали одного мальчика. И второе, этот самый мальчик с равнодушным
лицом сидит рядом с ним на уроке истории…
– Как там его?.. А-а, замороженная еда.
Мальчик был сыном президента известной
фирмы по производству замороженной еды.
Окружающие мальчика школьники по виду
были его одногодками. Но с какой стороны не посмотри, не похоже было,
что они собрались на дружественный разговор.
– Хм-м…
Ларри нахмурился и возобновил движение
по тропе. Подойдя ближе к группе людей, он услышал содержание их
разговора.
– Дебил, до тебя ещё не дошло, что
зависать с нами будет выгодней? – произнёс один из школьников,
обращаясь к наследнику замороженных продуктов.
– Старшая школа предназначена создавать
связи для будущего. Когда мы станем взрослыми и начнём заниматься
бизнесом – а в нём личные связи очень важны – то школьные знакомства
сильно пригодятся! – толкнул страстную речь другой школьник.
В его словах есть доля правды.
– Поэтому присоединяйся к нам, пока у
тебя есть такой шанс.
Даже такой тугодум как Ларри с первого
раза догадался, что банда пытается любой ценой втянуть смазливого
наследника замороженных продуктов в свою группу.
Молчавший всё время наследник, наконец,
подал голос:
– Мне не интересны друзья, которые
предлагают «присоединиться» к ним. И я поступил сюда учиться, а не
заводить связи. Поищите кого-нибудь другого.
– Какой дерзкий ответ, – подумал Ларри.
Те, кто стоял ближе, должно быть подумали то же самое, а может даже и
ещё хуже.
Один из шестерых бандитов мгновенно
пришёл в ярость. Он был самым крупным из группы. Школьник подошёл к
наследнику замороженных продуктов и сильно толкнул того в плечо.
Наследник отшатнулся на несколько шагов
назад и ударился спиной о стену здания.
– Ну дают…
Ларри теперь находился прямо позади
школьников, но ни один из них не замечал постороннего человека. А так
как Ларри был маленького роста, то и наследник замороженных продуктов
его тоже не видел.
– Вы закончили? Тогда я пошёл, –
произнёс наследник замороженных продуктов, отворачиваясь от них.
Вполне понятно, что игнорируемые
школьники тут же закипели от злости:
– Серон Максвелл, я сделаю так, что
больше никто тебя к себе не пригласит!
– Именно! Ты ещё пожалеешь, что выставил
нас дураками!
Такие понеслись оскорбительные реплики.
Стоящий позади них Ларри, наконец,
вспомнил, как звали наследника замороженных продуктов – Серон.
Серон даже бровью не повёл:
– Замечательно. Получается, вы меня
избавите от необходимости всем отказывать.
Ларри схватился за голову. Хотя сам
Серон возможно и не хотел показаться грубым, его ответ совершенно
определённо спровоцировал школьников.
Как и следовало того ожидать, школьники
подумали, что им специально хамят. Их плечи задрожали от ярости.
Наконец, они взорвались:
– Козёл! Ты сам напросился! Думаешь,
справишься со всеми нами?! Ты покойник!
– Точно! Не стоит нас недооценивать!
– Ну и ну, – пожал плечами Ларри.
«Богатые школьники никогда не ссорятся.
Они всегда поддерживают друг друга». Так однажды сказал его брат. Но за
каких-то пять дней с момента поступления в школу его слова опроверглись.
– Как мне поступить? – ударился в
размышления Ларри. – Позвать учителя слишком хлопотно, да и займёт
много времени. Но стоять и смотреть, как несколько человек толпой
избивают одного, тоже никуда не годится.
И тут ему кое-что пришло в голову. Если
Серон даже и не попробует сопротивляться, то у него не будет причины
ему помогать. Не стоит помогать кому-то, кто просто просит о помощи, а
сам в это время не прилагает к спасению никаких усилий.
Однажды в детстве Ларри услышал от деда
одну историю.
Давным-давно предок Ларри возглавлял
отряд рыцарей. Он участвовал в походе по привнесению мира, когда на
вражеской территории, на его пути повстречались две донимаемые
разбойниками деревни.
Одна деревня решила не сопротивляться
когда бандиты придут в следующий раз, другая же решила отчаянно
сражаться до последнего человека. Обе деревни попросили о помощи у
предка Ларри. И предок помог победить разбойников только второй деревне.
«Тем, кто только просит о помощи,
помогать не обязательно…»
Такие слова сказал ему дед.
– Интересно… к какой деревне
принадлежишь ты? – подумал Ларри приподнимаясь на цыпочки, чтобы лучше
разглядеть Серона.
Серон дал понятный ответ:
– Я знаю, что мне не победить шестерых.
– Тогда проси о поща…
Один школьник проявил милосердие, но
Серон оборвал его и обеими руками поднял свою сумку с земли.
– Поэтому я обещаю, что первого же, кто
дёрнется ко мне, я стукну сумкой по голове. В ней полно книг из
библиотеки, так что будет больно. Заранее прошу за это прощения.
Ларри практически услышал, как у
шестерых перехватило дыхание. А ещё он поймал себя на том, что
улыбается.
После этого, напугав всех, Ларри громким
голосом обозначил своё присутствие:
– Так держать, Серон!
Шестеро школьников вздрогнули и
повернулись в его сторону.
– …
Серон, всё ещё с сумкой в руках,
изумлённо на него посмотрел.
– Прости, что так долго, – произнёс
Ларри. – Кто они такие?
* * *
– Я тебя о помощи не просил… Но всё
равно спасибо, я тебе очень благодарен.
Хотя Ларри был маленького роста,
выглядел он так, словно вполне мог выстоять в драке. Шестеро школьников
удивились и мигом ретировались. Прошло несколько десятков секунд,
прежде чем Серон, наконец, заговорил.
– Ты сидишь рядом со мной на уроке
истории, верно? Тебя зовут… Ларри Хепбёрн?
– А у тебя хорошая память, не то, что у
меня. Я просто проходил мимо и подумал, что тебе может понадобиться
помощь, – бодро ответил Ларри.
– Ясно... Когда-нибудь я верну тебе долг.
– Об этом можешь не волноваться, я
сделал это потому, что мне самому захотелось поучаствовать. Я подошел,
когда уже всё завертелось, поэтому не в курсе всей истории целиком. Но
ты знаешь, люди обычно начинают злиться, когда отвечаешь им прямым
текстом.
– Наверное, так и есть, – решительно
ответил Серон.
– Вот в этом твоя проблема, – засмеялся
Ларри. – Но ты можешь исправить свою привычку.
– Это может быть нелегко, но я
попытаюсь. Нельзя надеяться на то, что кто-то каждый день будет
приходить тебе на помощь.
– Ха-ха-ха! Именно. Вот это правильно.
Даже такой тугодум как я прекрасно это понимает.
– Тугодум? Ты это о чём? – удивлённо
посмотрел на него Серон.
– А-а, в смысле, я еле-еле прошёл по
оценкам в старшую школу.
– Ясно…
Серон умолк и задумался. Прошло
несколько секунд, и Ларри стал уже размышлять о том, что ему делать
дальше, как…
– В таком случае, я тебе помогу.
– А? Ты про что?
– Про учёбу, конечно же. Если что-то не
будешь понимать, можешь спрашивать меня в любое время. Я живу в
общежитии, поэтому после уроков почти всегда нахожусь в библиотеке, где
занимаюсь самообучением или читаю.
– Ну-у… ладно. Но ты вовсе не обязан мне
помогать. У меня очень плохая память…
– Тогда тем более тебе надо помочь... Я
же сказал, что верну тебе долг.
– А ты упрямый, даже удивительно.
Хорошо, я всё понял и впредь на тебя полагаюсь, Серон.
– Я постараюсь оправдать ожидания.
– Но взамен… – улыбнулся Ларри.
– Да?
– Я помогу усовершенствовать твою
личность. Нечестно, если помощь друг другу окажется непропорциональной,
верно?
– …
– Ну же, Серон, не стесняйся! Мы теперь
друзья! – радостным тоном произнёс Ларри и засмеялся.
– Хе, – издал тихий смешок Серон.
Четыре дня спустя, после уроков.
– Прости, Серон, мне нужна твоя помощь
по истории. И я не сделал конспект вот этих разделов, можно списать у
тебя? А ещё мне нужна помощь по рокшенуксскому языку…
Ларри чуть ли не рыдал, отчаянно
цепляясь за сидящего в библиотеке Серона.
* * *
Время шло, с тех пор минуло два года и
сейчас на дворе 3305-й год.
– Что за ужасные оценки, Ларри?
Собираешься побить мировой рекорд?
– Да ну тебя, Ната. Пока меня не
выпинывают из школы, меня всё устраивает.
– Удивительно, что ты так долго
продержался.
– Я знаю... Просто в тот момент я
определённо сделал правильный выбор.
– Ты это о чём?
К рассказу 1
К послесловию
|